Багруша

Детская газета

"Беседы о природе"

"Багрушины книжки" интересны еще и тем, что у каждой из них своя особая история. "Беседы о природе" – не исключение. Жила-была на свете девочка Ксения. Вы уже знаете, как у нее в первом классе появилась книга-талисман, созданная ее папой. А когда Ксения перешла во второй класс, произошло следующее.

Девочка жила в Туркменистане, а училась по учебникам, которые остались еще после Советского Союза. Больше всего огорчал учебник по природоведению. Учительница рассказывала на уроках про березы и ели, про осины и кедры, а Ксению окружали другие деревья: саксаул и туранга, туя и фисташка. Но про них одноклассники Ксении ничего не знали, даже названия.

Не лучше было с изучением животного мира. В пустыне Каракумы не встретишь белку и лося, бобра и медведя, зато здесь увидишь дикую лошадь – кулана, сусликов, похожего на крокодила варана и змею – кобру. Пришлось отцу и на этот раз выручать дочь.

Так родилась замечательная книга "Беседы о природе", каждая страница которой стала доверительным рассказом о растительном и животном мире Туркменистана. Ее автор, Владимир Багров, удачно совместил научную достоверность с художественным словом, а художник, Юлия Авдеева (Мазненко), проиллюстрировала обложку и каждую беседу. "Багруша" прочитала эту книгу от корки до корки и рада представить из нее юным читателям первую главу.

Что случилось с природой или тайна золотого дождя

Здравствуй, малыш! Когда ты откроешь эту книгу, в окна твоего дома постучится осень, а в школьном расписании появится новый предмет – природоведение. Но это будет не скоро.

А сегодня книга только начинается. И виновата в этом природа. Если спросить, а что с ней случилось 1 июля 2002 года, вряд ли ты ответишь. Не ответят одноклассники и даже учитель. Я  бы тоже не ответил, если бы не взялся за перо. И в этом нет ничего удивительного. К сожалению, человек быстро забывает то, что не требуется каждый день.

Вот почему люди самых разных профессий ведут дневники. В них они записывают исторические события и погоду, личные переживания и путевые заметки, результаты труда и лечения. Всё это пригодится в будущем для  научных открытий, изобретений, защиты от стихийных бедствий и многого другого.

Для изучения природы тебе тоже потребуется дневник – дневник наблюдений. В него ты будешь вносить изменения неживой и живой природы.

1 июля 2002 года ты бы записал, что утром шёл проливной дождь, сверкали молнии, грохотал гром. Одним словом, творились чудеса, в которые трудно поверить.

Лето в Туркмении жаркое и сухое, облачка на небе не дождёшься, и вдруг гроза. Как ты думаешь, почему расщедрилась природа? Действительно, почему? Эх, если бы у нас был дневник! Мы бы "поколдовали" над ним и выяснили, что накануне стояла жаркая безветренная погода. Температура воздуха в тени достигала 50 градусов.

Солнце трудилось вовсю. Два долгих дня неживая и живая природа платила водную дань. В воздухе образовалось столько водяного пара, как будто на кухне забыли выключить газ под чайником.

 А вечером северный ветер принёс пыльную бурю. Водяные пары  охладились и стали видимыми... облаками. Пыль помогла мельчайшим каплям воды соединиться в более крупные, дождевые. Вот и хлынул долгожданный ливень.

Дань, которую собирало солнце, вернулась на землю золотым дождём. А почему золотым? – удивишься ты. Потому что в Туркмении вода самое большое богатство. Здесь так и говорят: "Капля воды – крупица золота". (Даже праздник такой национальный есть.) Вот и посчитай, сколько золота обрушилось на наш край 1июля 2002 года.

Может быть, в этот день выпала годовая норма осадков. А может, и нет. Как определить? Вот и поговорим об этом…