Багруша

Детская газета

Егор Синёв погиб за Победу

69 лет прошло с тех пор, как над нашей многострадальной Родиной пронёсся смерч самой разрушительной, самой бесчеловечной и кровавой войны ХХ века. За это время сменилось ни одно поколение, земля, расстрелянная взрывами, залечила свои раны. Но эхо войны продолжает звучать в каждом доме, в каждой семье…

 

Многое мы знаем о ней. Бессчетное количество раз телевидение, радио и печать повествуют о героях Великой Отечественной, об их подвигах. Сколько книг написано, сколько снято телепередач и кинофильмов на эту тему! Но снова и снова, пока жив род человеческий, каждое последующее поколение будет вспоминать тех, кто не вернулся с полей сражений!

«Имя твоё – неизвестно, подвиг твой – бессмертен», – гласит надпись на могиле НЕИЗВЕСТНОГО! солдата. У каждого из них перед боем было имя, фамилия, семья. Может быть, это  мой или ваш прадед?

Расскажу о бойце, который в силу сложившихся обстоятельств не совершил подвига. Он просто жил, честно трудился и, как многие НЕИЗВЕСТНЫЕ, погиб за свою Родину, не успев, как следует, «понюхать пороха».

Егор Иванович Синёв, уроженец села Новониколаевское Меленковского района, в середине тридцатых по призыву Партии и Правительства с женой и двумя сыновьями, переехал в Красноярский край, где создавался новый колхоз. В 1937 году у него родилась долгожданная и любимая дочь Маруся. К несчастью, в грудном возрасте девочка перенесла полиомиелит. Это обстоятельство только усилило привязанность отца к единственной дочери. Он ходил с ней по врачам, часами делал массаж парализованной ноги, баловал ребенка.

Но судьбе было угодно разлучить их очень рано и навсегда. 2 декабря 1941 года Марусе исполнилось 4 года. А через три дня Егор Иванович ушёл на фронт. В тот день он не спускал ребёнка с рук, часами качал на ноге, как будто чувствовал, что не вернётся. Это единственное воспоминание об отце, которое осталось у дочери. Его улыбающееся, красивое молодое лицо, обращённое к ней: «Вот, Марусенька, когда вернусь, купим тебе велосипед, чтобы ножку развивать», – сказал отец и ушёл…

Еще, что помнит Маруся, это истошный крик матери, когда через несколько месяцев почтальон принёс в их дом похоронку.

Гораздо позже,  уже после войны, с фронта вернулся сосед, призывавшийся одновременно с Егором. Он то и рассказал семье о том, как погиб их отец и муж.

В декабре 1941 года в Красноярском крае была сформирована 309 стрелковая дивизия под командованием полковника А. Афанасьева. Всю зиму 1941–1942 гг. проходила боевая учёба. Егор Иванович от природы обладал недюжинной физической силой и зорким глазом. Поэтому он стал снайпером и обучался для службы в подразделении специального назначения.

В апреле 1942 года – отправка на фронт, занятие обороны по восточному берегу  Дона в районе г. Свобода (Воронежской обл.) с задачей не допустить прорыва противника через реку. Дивизия вошла в состав 6-й армии Брянского фронта, защищавшего Воронеж. До конца июня 1942 года дивизия принимала участие лишь в небольших локальных стычках с врагом. Наступление противника на Воронеж под кодовым названием Blau  («Синева») началось в последних числах месяца.

Однако Егор Синёв до этого дня не дожил. Он погиб 13 мая 1942 года, от снайперской пули. Как рассказал однополчанин, это произошло во время обеда, когда Синёв ненадолго вышел из укрытия, чтобы принести еду себе и своему товарищу. Он не дошёл совсем немного до окопа, упал, сражённый  выстрелом в спину. В руках у Егора было два котелка с солдатской кашей. Во время падения свой котелок Синёв разлил, а другой инстинктивно отвёл в сторону.  Когда к нему подбежали, то увидели, что котелок товарища целёхонький стоит рядом с распростёртым телом. Егору Синёву было 39 лет.

Егор не взял «языка», не подбил танк, не сбил самолёт. Просто не успел! Но это не умоляет его заслуг перед Родиной. Он добровольцем пошёл защищать свою страну. На счету снайпера Синёва несколько «фрицев».

17 лет спустя день гибели Егора Синёва, 13 мая, стал днем рождения его первой внучки Иришки – у любимой дочери Маруси родилась девочка. Жизнь в очередной раз одержала победу над смертью!

Егор Синёв похоронен где-то в Воронежской области в братской могиле. Даже имени его не сохранилось. Возможно сейчас там, где оборвалась жизнь советского снайпера, зеленеет трава, шумят деревья, несёт свои воды полноводный Дон. Однако единственными «проводниками памяти» остаются потомки Егора Синёва, его внуки и правнуки. Им принимать «эстафету поколений» и нести её дальше к своим детям и внукам, чтобы не забывались дела прадедов. 

Три правнучки Егора Ивановича Синёва живут в Гусь-Хрустальном, два правнука – во Владимире, а самые младшие из продолжателей рода Синёвых – в поселке Уршель. В День Победы они обязательно вспомнят своего прадеда, одного из миллионов простых советских солдат, которые ЭТОТ день приближали, как могли!