Багруша
Детская газета
Лакмус совести Николая Дубова (история честного писателя)
- Подробности
- Создано 04.11.2023 13:12
- Автор: Владимир Багров
- Просмотров: 6581
4 ноября родился НИКОЛАЙ ДУБОВ — русский советский писатель, автор произведений для юношества и о юношестве, Лауреат Государственной премии СССР.
Николай Иванович Дубов родился 4 ноября 1910 года в Сибири, в Омске в рабочей семье. В двенадцатилетнем возрасте будущий писатель вместе с семьёй переехал на Украину. По окончании школы в 1930 году юноша пошел работать на паровозоремонтный завод разметчиком, заинтересовался профессией журналиста, сотрудничал с заводской многотиражкой, а позднее стал её редактором.
После 1933 г. он вернулся в Россию, сменив несколько мест жительства и профессий, работал корреспондентом, завклубом, библиотекарем в подмосковном Фрязино, поступил на исторический факультет Ленинградского университета, но не окончил его. На фронт не попал из-за плохого зрения. В годы войны трудился на оборонном заводе. В 1944 году Николай Иванович снова оказался на Украине, в Киеве, где продолжил журналистскую и редакторскую деятельность, работая в газете «Сталинское племя» (1944—1949) и журнале «Советская Украина» (1949—1950).
В свободное время у себя на крохотной даче Дубов давал работу рукам: мастерил, строгал, паял. В этот период он дебютировал как драматург пьесами «У порога» (1948) и «Наступает утро» (1950), имевшими некоторое время региональный успех. И только с 1950-х Николай Иванович обращается к прозе о юношестве и для юношества. Своих героем писатель изображает в пограничных ситуациях, когда они или не предают своих принципов, оставаясь верными себе, или ломаются, когда свалившиеся обстоятельства заставляют взрослеть.
Несмотря на такой подход к сюжету, произведения Дубова, как и жизнь, наполнены веселыми и грустными, большими и малыми событиями. Но в них нет пустяшного, написанного в угоду веселости или грусти читателя. Все коллизии, происходящие с героями, важны не только для них самих, но и для тех, кто читает книги автора. В них добро и зло не уживаются рядом, потому что нельзя стать настоящим человеком, соблюдая правила хорошего поведения. Надо не уживаться с недобрым, нечестным, показным, не обходить житейскую мерзость, а давать ей бой не раздумывая выгодно это тебе или нет. Не случайно исключительная искренность прозы Дубова, правдивость описанных им жизненных коллизий снискала к ней любовь и взрослого читателя.
Показательны в этом плане три повести Николая Ивановича: «Небо с овчинку», «Мальчик у моря», «Огни на реке», две последние из которых были экранизированы. Герои повестей добрые и злые, умные и глупые, веселые и хмурые, трудолюбивые и бездельники, сердечные и эгоисты, заботящиеся только о своем благополучии. Описаны они с таким мастерством, яркостью и точностью, что создается впечатление, что автор буквально живет среди своих героев и благодаря писательскому таланту успешно калькирует увиденное на страницы своих книг.
Но писатель — не фотограф, он художник слова и передает людям в своих жизненных кальках мысли и чувства, рассказывает о том, что всегда волновало и будет волновать людей: о жизни, борьбе, любви, смерти, правде, долге, мужестве. При этом Дубов остается гражданином своего времени, своей страны. Он описывает характеры людей, живших именно в его эпоху. Произведения Николая Дубова отличает не только художественность, но и познавательность. Писатель считал, что человек, не обладающий широким кругозором, по собственной воле превращается в «говорящий инструмент».
Кроме повестей и романов в творческое наследие писателя входят рассказы («Бумажный ранет» (1971) и «Горный тюльпан», опубликованный в 1990 г., после кончины писателя). Перу Дубова принадлежат статьи на исторические и педагогические темы. Он один из первых в СССР стал писать о проблемах экологии – «Как гибнет море».
Николай Иванович входил в сообщество писателей, о котором говорили как о «киевской школе современной русской прозы». По воспоминаниям коллег, в жизни Дубов придерживался принципов, которые излагал на страницах своих книг – стремление к справедливости, помощь окружающим, неприятие лицемерия.
Очень верно о писателе сказал Виктор Некрасов: «Дубов прожил, в общем, долгую жизнь — 72 года. А прожить, писать и ни разу не соврать — в нашей стране это великая заслуга... Много ли у нас таких, писателей, что дожили до такого возраста без единого пятнышка? Раз-два и обчелся. Паустовский, Соколов-Микитов, Каверин. Николай Иванович относился к их когорте. К когорте правдивых. Таким остался до последних своих дней. Никакие кампании, разоблачения и выведения на чистую воду его не коснулись. Не было такой силы в мире, которая могла бы заставить его подписать какое-нибудь письмо против кого-нибудь. За — да, против — нет! Из жизни ушел по настоящему честный и принципиальный человек, к тому же, хороший писатель. Русская литература осиротела…».
Дубов нечасто давал интервью, почти не рассказывал о себе и не любил публичности. О его личной жизни известно, что был женат. Умер писатель 24 мая 1983 г. в Киеве после тяжелой болезни. Его именем названа одна из детских библиотек Киева.
НАГРАДЫ
Лауреат второй премии Всесоюзного конкурса на лучшую книгу для детей (1950) — за повесть «На краю земли».
Лауреат Государственной премии СССР (1970) — за роман «Горе одному».