Багруша

Детская газета

Пройти тропою царственной природы

Есть ещё в России такие места, где сквозь густую лесную заросль блеснёт вдруг зеркальная гладь озера, где по нехоженым тропам рыщут волки, где в небесно-голубой дали парят огромные птицы, где взору предстаёт сама первозданность. И края эти не за Уральскими горами, а совсем рядом – там, где  средь целебных берёзово-сосновых лесов и пряно-дурманящих лугов величаво и медленно течёт Клязьма.

Вдоль  ее левого берега, на площади в 21,5 тыс. га, расположился  Государственный природный заказник Федерального значения "Клязьминский", созданный в 1978 году для сохранения и воспроизводства ценного пушного зверька – выхухоли, занесённого в Красную книгу РФ. Примечательно, что заказник находится на территории сразу двух областей – Владимирской и Ивановской.

Напомним, что как самостоятельная единица "Клязьминский" просуществовал до марта 2011 года, пока приказом министра природных ресурсов и экологии РФ не был присоединён к Национальному парку "Мещёра".

В названиях многих географических объектов Владимирского края сохранилась память о когда-то живших здесь угро-финских племенах. В числе их и расположенное на территории  ГПЗ "Клязьминский" удивительное озеро-старица Смехро, а так же деревня с одноимённым названием – Смехра.

За долгую историю Клязьма не раз меняла русло. В одном из них и сохранилось озером Смехро. В отличие от многих древних озёр, которые заросли и превратились в болота, в Смехро еще сохранились глубины до 7 м. По форме это длинный (до 6 км) и узкий (60 – 100 м в ширину) водоём.

Северный берег озера – высокий и занят реликтовым сосновым бором. Именно сосны придают этому уголку природы особое очарование. Вдоль берега они выстроились, словно рукотворные аллеи огромного парка. Подобных Смехро озер в "Клязьминском" порядка 60. Это, так называемые пойменные озёра – во время разлива они соединяются друг с другом, образуя  единое водное пространство до 70% территории заказника.

Ища комфортные условия для себя, человек, зачастую забывает о комфорте для  других представителей флоры и фауны. Вытаптывая берега пойменных озёр и превращая их в песчаные пляжи, люди занимают чужой ареал обитания и вытесняют хозяина – выхухоль.

Смехро – одно из любимых мест отдыха не только местных жителей. Полюбился первозданный уголок жителям Москвы и Нижнего Новгорода. Это обстоятельство и является одной из основных проблем заказника. 

В далеком 1395 году князем Дмитрием Стародубским на берегу озера Смехро была основана деревня Смехра, давшая началу рыбного промысла. Князь дозволил братии Троицкой обители (Троице-Сергиевский монастырь, будущая лавра) поставить на берегу озера "двор" для "ватаги рыболовов".  С него то и началась деревня Смехра. Официально она самая старинная деревня Ковровского района. В память о дате основания, на её окраине со стороны районного центра установлен небольшой обелиск из гранита с соответствующей надписью.

В числе "краснокнижников" заказника первой стоит выхухоль – ровесница мамонтов.  Этот маленький зверёк,  любит селиться в непосредственной близости от воды, на берегах пойменных озёр и неторопливых рек, заросших кустарником. Когда-то её мех чрезвычайно ценился, что и стало причиной бесконтрольного промысла.

Согласно проводимым учётам, на рубеже 80-90-х годов прошлого века численность выхухоли на территории «Клязьминского» заказника составляла порядка 1500 особей; в 2000 г. – 800 особей; в 2007 г. – всего 100.  Как пояснил старший государственный инспектор В. Жильцов, сокращение численности произошло в основном из-за антропогенных факторов, таких, как: сетевое рыболовство, хозяйственное преобразование пойм (мелиорация, выпас скота, загрязнение водоёмов). 

Немаловажное значение имеет и, так называемый фактор беспокойства, т.е. массовый бесконтрольный туризм.  К отрицательным природным факторам относятся зимние паводки и высокое половодье. Иногда по этой причине погибает до 50% зверьков. Благодаря проводимым природоохранным и биотехническим мероприятиям в настоящее время ситуация с выхухолью стабилизировалась.

Одним из крупных пойменных озёр является и Ореховое, названное так из-за растущего в нем особого растения, занесённого в Красную книгу РФ – ореха чилим (Trapanatans). Латинское название чилима появилось не просто так. Римляне применяли против вражеской конницы коварное оружие – calcitrapa, «ловушка для пятки». Это были небольшие шары с четырьмя коническими шипами; как бы такой шар ни лежал, один шип всегда торчал вверх. Их разбрасывали по дну реки, на переправах. Внешнее сходство ореха чилима и "ловушек для пятки" было столь велико, что слово trapa стало названием растения.

Раньше чилим (или рогульник) был широко распространён в России, и плоды возами продавали на рынках. Жителей Астрахани даже прозвали "чилимщиками" – за их пристрастие к ореху. В конце XIX века на Рязанщине плоды чилима были важной статьёй дохода приокских деревень. А в южной Сибири плоды чилима часто и вовсе заменяли зерно в муке.

Растение не зря назвали рогульником. На зрелых костянках имеются твёрдые, изогнутые "рога". Ими водяной орех, как якорь, цепляется за неровности на дне.

С виду листочки чилима походят на берёзовые. Ромбовидные, кожистые, наружные край с зубчиками. Под плавающей розеткой виден уходящий вглубь стебель, а на нём – что-то ажурное, тонкое и перистое – это свободные корни. Как большинство водных растений, чилим уверенно держится на поверхности за счёт того, что в его тканях есть полости заполненные воздухом.

Интересен процесс распространения водяного ореха из водоёма в водоём. Зрелые плоды почти не способны переноситься водой – они слишком тяжелы и сразу тонут. Птицы и рыбы тоже не помощники, так как плоды ореха слишком велики для проглатывания. Однако на "рогах" имеются особые щетинки и зазубрины, которыми чилим цепляется …к шерсти.

Таким образом, основными распространителями водяных орехов являются крупные копытные, заходящие в воду на водопой.  Что касается  Орехового озера, то  доступ копытных к нему практически невозможен, поэтому даже в ближайшем, соединённом протокой озере Долгом чилима нет.

Ещё одним охраняемым видом в ГПЗ "Клязьминский" является одна из крупнейших  птиц Евразии орлан-белохвост, размах крыльев которого достигает 2,5 м.  Примечателен внешний вид этой птицы: массивное до 6 кг тело, клиновидно заострённый чисто-белый хвост, клюв крепкий крючкообразно загнутый на конце.

Гнездится орлан-белохвост у озёр и рек с широкими разливами с присутствием высокоствольных деревьев, в глухих малопосещаемых районах. По оценкам орнитологов гнездовья  орланов в нашем крае крайне редки. Однако на территории "Клязьминского" на протяжении вот уже четырех лет постоянно проживают две пары белохвостых великанов. Пища этих птиц весьма разнообразна. Кроме рыбы в их рацион входят млекопитающие средних и небольших размеров (зайцы). Не прочь орлан пообедать птицей (глухарем, уткой, чайкой). Не брезгует падалью.

Чтобы найти гнездо орлана-белохвоста, нам пришлось проехать немало километров по территории заказника. Путешествие это достойно отдельного рассказа, поскольку  было больше похоже на шоу "Остаться в живых", чем на прогулку по среднерусскому лесу.

Непроходимая пойменная чащоба – этакие северные джунгли, чередовалась светлыми сосняками, вдоль которых голубой лентой вытянулись подковообразные озёра.  Крутые, почти вертикальные, спуски и подъёмы по ощущениям напомнили американские горки. Поросшие диким луком, изрытые кабанами луга со сплошными зарослями шиповника, после которых наш внедорожник стал похож на свадебный кортеж (розовые лепестки  долго ещё лежали на крыше и капоте автомобиля). Всё это надолго останется в памяти.

Оставив машину примерно в километре от места гнездования орлана, мы пошли пешком.  Пришлось пробираться через поваленные вековые дубы, нога ступала в мягкую пахнущую затхлостью жижу. И вот, наконец, мы увидели, что искали – на самой крупной березе, на высоте 30 м, гигантское до двух метров в диаметре гнездо.

Ни птенцов, ни самих птиц мы не увидели. Орлан – птица осторожная. Услышав шум приближающейся машины, пара взмыла ввысь и кружила около нашего автомобиля до тех пор, пока мы не удалились от гнезда. Потом мы много раз  видели их в бинокль, кружащими над поверхностью озёр.

Передать словами всё очарование заказника "Клязьминский", конечно, невозможно. Чистейшая прозрачная, чуть темноватая вода озёр, в которой, словно в гигантской чаше, опрокинуты голубое небо и зелень деревьев, густой целебный настой сосновой хвои, реющие над зеркальной озёрной поверхностью крупные стрекозы, жёлтые кубышки, фиолетовые головки водяных ирисов. Всё это надо почувствовать. И обязательно сохранить.

Фото Татьяны Марковой.