В Казахстане математик решил задачу тысячелетия

Доктор физико-математических наук из Казахстана Мухтарбай Отелбаев частично решил одну семи математических задач, входящих в список "проблем тысячелетия"уравнение Навье-Стокса. Разработки ученого опубликованы в "Математическом журнале" на родине ученого.

Напомним, что уравнение Навье-Стокса представляет систему дифференциальных уравнений в частных производных, описывающих движение вязкой ньютоновской жидкости. В прикладной физике они описывают различные типы турбулентных потоков в динамике газа и жидкости.

В список проблемных задача попала из-за необходимости предъявить условия, при которых у системы уравнений Навье-Стокса имелись бы достаточно хорошие (в математическом смысле) решения. Для каждого начального набора параметров такое решение должно быть единственным. В частных случаях такие условия для упрощенных систем Навье-Стокса были найдены, но в работе над общим уравнением они не помогали.

По словам Отелбаева, ученому удалось найти условия на существование так называемых "сильных" решений. Преимущество его работы в том, что с одной стороны она описывает очень хорошие решения, а с другой – заявляет о наличии таких решений в должном для дальнейшей работы количестве.

Для признания решения казахстанского ученого верным, оно должно пройти проверку со стороны научного сообщества. К тому же не ясно, насколько работу можно считать решением задачи, связанной с уравнением Навье-Стокса.

Напомним, что за решение каждой из "проблем тысячелетия" математический институт Клэя объявил награду в $1 миллион. В настоящее время решена только одна задача. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре. Ученый отказался от назначенной награды.

Мухтарбай Отелбаев задачами, связанными с уравнениями Навье-Стокса, интересуется давно. Он является директором Евразийского математического института Гумилева и заместителем директора филиала МГУ имени Ломоносова в Казахстане. Однако не все однозначно относятся к его научному прорыву. Ряд известных ученых говорят, что слышат его имя впервые. Кроме того вызывает недоумение, что такая серьезная работа опубликована в республиканском журнале, а не более известном математическом издании.