Багруша
Детская газета
Владимир Сурдин: «Культурные люди тянутся к астрономии»
- Подробности
- Создано 30.07.2014 19:13
- Автор: Ирина Позднякова
- Просмотров: 4035
Второй десяток лет мы живем в XXI веке – том самом, с которым связывалось столько надежд на открытия и изобретения! Школьники моего поколения зачитывались Киром Булычевым и мечтали о «гостье из будущего», звездолетах и инопланетянах. Чтение фантастических книг приводило многих к увлечению наукой – особенно астрономией.
Однако в реальности ближайшее наше будущее оказалось очень непростым, в том числе и для науки. В России ученые стали пользоваться куда меньшей популярностью, чем бизнесмены, политики – с одной стороны, астрологи и экстрасенсы – с другой. Современные дети могут увлекаться магией или рассказами о зомби – но часто даже после 11 класса не имеют представления о составе Солнечной системы, тем более что во многих школах теперь нет уроков астрономии. Нередко жители нашей страны не могут ответить на простой вопрос – вращается ли Земля вокруг Солнца или наоборот?
Собеседник нашего собкора Ирины Поздняковой, кандидат физико-математических наук, доцент МГУ Владимир Сурдин – один из ученых, которые не только занимаются исследованиями, но и стараются донести научные знания до широкого круга людей. На счету старшего научного сотрудника Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга – сотни научно-популярных публикаций: книг, статей, очерков, интервью. Его часто можно увидеть и по телевизору, а видеолекции ученого в Интернете.
– Владимир Георгиевич, когда вы увлеклись астрономией?
– Астрономия стала вытеснять другие мои увлечения в 7-8 классах. Но фанатом ее я никогда не был. Параллельно увлекался физикой и техникой. Математика меня не особенно привлекала и в основном ограничивалась школьной программой (лишь тригонометрию освоил до знакомства с ней в школе). Зато по физике всегда шел впереди программы, много читал, решал задачи, участвовал в олимпиадах. В 8-м классе стал посещать астрономический кружок при Волгоградском планетарии.
Володя Сурдин на занятии астрономического кружка
После 9 класса, летом, нас с другом делегировали на Первый всесоюзный слет любителей астрономии, организованный в Азербайджане, на базе Шемахинской астрофизической обсерватории. Придя осенью в 10-й класс (выпускной), я уже знал, что буду астрономом.
– Что больше повлияло на ваш выбор – восхищение красотой звездного неба, достижения космонавтики или больше сказывался интерес к точным наукам вообще?
– Все почти в равной степени привело меня к профессии астронома. Но хочу уточнить, что я понимаю под этими словесными формулами:
«Восхищение красотой звездного неба» для меня не имеет никакого мистического и даже романтического характера. Важен лишь сам факт наличия такого неба. Возможно, живи я на Урале, где прошло мое детство, или в Москве, куда я приехал учиться в МГУ и остался навсегда, я бы не увлекся астрономией, поскольку ясное ночное небо редко бывает в этих местах. Но южный степной Волгоград – идеальное место для знакомства с небом. Прозрачный и обычно безоблачный воздух позволяет практически ежедневно наблюдать Солнце и еженощно – Луну, планеты и звезды. Во время таких наблюдений меня восхищала возможность видеть мир на огромных расстояниях от нас. Ведь многие из светящихся точек, видимых на небе даже невооруженным глазом, находятся на расстоянии тысяч световых лет, а от Туманности Андромеды свет идет два миллиона лет!
«Вертикаль» (фото публикуется с согласия автора, Бориса Дмитриева)
«Достижения космонавтики» тоже не имели для меня ни героического, ни патриотического оттенка, которые обычно им приписывают. Меня интересовали не герои-космонавты (хотя я до сих пор считаю эту работу героической из-за ее высокого уровня риска), а гениальные технические решения в этой области и те возможности, которые она открывает для исследования планет и для астрономии в целом.
Ну, а что касается «точных наук», то да – это для меня было и остается очень важной притягательной стороной физики и астрономии. Возможно, причина кроется в моей плохой памяти. С трудом запоминаю цепочки дат, имена исторических персонажей, стихи, иностранные слова... Зато обожаю решать естественнонаучные задачи на основе лишь на несколько фундаментальных принципов (в физике это законы сохранения), которые легко запомнить и на которых держится наше представление о природе.
– Чем занимались ребята в кружке при Волгоградском планетарии?
– Кружок этот был не случайным собранием одноклассников, а узким кругом единомышленников (в миллионном городе таковых оказалось около дюжины). Мы собирались по вечерам в потрясающем здании Волгоградского планетария, который на это время становился нашим научным замком. При отсутствии публики и большинства сотрудников, в полутемных залах и коридорах этого грандиозного сооружения мы чувствовали себя избранными, допущенными к сокровищам, недоступным никому другому.
Кружковцы демонстрируют волгоградцам солнечное затмение 22.09.68.
Главным среди этих сокровищ был большой рефрактор – 12-дюймовый телескоп знаменитой немецкой фирмы «Цейс», изумительного качества, единственный такой в нашей стране.
Сдав зачет на знание инструмента, некоторые кружковцы получили право самостоятельной работы с этим фантастическим прибором. Мы с другом вели на нем систематические наблюдения Солнца и по этим материалам делали сообщения на научных конференциях старшеклассников. Это было круто!
Володя Сурдин (на переднем плане) и Станислав Горин
К тому же, всё это происходило во второй половине 1960-х, в разгар, с одной стороны, покорения Луны, а с другой – распространения «холодной войны» на космическое пространство. Мы и американцы регулярно запускали спутники-шпионы, которые нужно было отслеживать в ночном небе. На это мобилизовали и любителей астрономии по всей стране, снабдив их хорошей оптикой, отличными картами звездного неба и средствами связи с московским центром обработки данных. Мы с удовольствием занимались по ночам этой работой и даже получали за нее жалование – мой первый астрономический заработок.
Всё это давало ощущение новой, взрослой жизни: никто не принуждал нас посещать кружок (родители вообще этого не касались и не заглядывали туда ни разу), никто насильно нас не обучал и не ставил оценок. Мы по собственной инициативе делали интересную и нужную работу и даже получали за нее небольшое материальное вознаграждение и огромное моральное удовлетворение.
Руководил кружком Анатолий Алексеевич Колчин – преподаватель астрономии Волгоградского пединститута. Из-под его крыла вышло несколько профессиональных астрономов (например, мой однокашник Сергей Анатольевич Ламзин, д.ф.м.н., зам.директора по науке ГАИШ МГУ) и почти все сотрудники Волгоградского планетария. К сожалению, Анатолий Алексеевич был очень больным человеком, рано умер. Его часто заменял молодой помощник – Станислав Васильевич Горин.
– Недавно увидела видеозапись выступления покойного Е.П. Левитана, посвятившего жизнь развитию астрономического образования. Ефрем Павлович говорил, что во времена его детства и юности (40-50 гг) положение с преподаванием и популяризацией астрономии было намного хуже. Достать книги было невозможно, необходимость создания кружков приходилось долго доказывать чиновникам... Очевидно, что улучшение ситуации было связано с возникновением космонавтики.
– Да, именно так оно и было. Военные осознали, что космос – это новое поле битвы и нужны соответствующие специалисты, а идеологи увидели, что космос – это новый предмет национальной гордости, который можно использовать как инструмент политического влияния.
Как я уже сказал, наши занятия в астрокружке происходили в разгар «холодной войны». Поэтому даже для школьников нашлась тогда работа для обороны страны. А с другой стороны, важно было пропагандировать наши успехи в космосе. Но сегодня оба этих фактора потеряли актуальность для России. «Холодная война» проиграна, успехов в космосе мало.
– А простому народу, видимо, стало не до астрономии.
– Не сказал бы. Во всем мире любители астрономии вносят заметный вклад в поиск и открытие астероидов, и – особенно – комет. А в России в последние годы вообще большую часть астероидов и комет открыли астрономы-любители. Сегодня любители хорошо вооружены и по техническому оснащению порой не уступают профессионалам (особенно в России, где, к сожалению, профессионалы испытывают огромную нехватку финансирования). Есть мощные клубы и интернет-сообщества. Культурные молодые люди (например, студенты) тянутся к астрономии. На мой межфакультетский курс в МГУ весной 2014 г. записалось 1700 студентов с 32-х факультетов – это рекорд! Среднее число студентов на таких курсах около 100 чел. Так что астрономия – фаворит. Для меня самого этот факт стал сюрпризом.
Что касается «простого» народа, то он удовлетворяет свою любознательность в основном за счет телевидения. Там научный уровень резко упал, но можно заметить, что тематика «научно-мистических» каналов (REN, ТВ-3 и подобных) в существенной степени ориентирована на космос. Хотя, конечно, реальные факты там часто замещены фантазиями. Тем не менее, интерес зрителей к этим сказкам говорит о том, что народу ДО астрономии.
– Тиражи научно-популярных книг тоже резко упали.
– Это так. Но причины очевидны и не связаны с падением интереса. Книги стали дороги и плохо распространяются (в провинциальных городах очень мало книжных магазинов и в них совсем нет науч.-поп. литературы). Однако бумажные носители почти полностью замещены электронными. В советское время типичные тиражи науч.-поп. книг по астрономии достигали 40 тыс. Сегодня столько же людей читает хорошие астрономические сайты .
– Однако вы сами пишете книги, выступаете по радио и ТВ, читаете публичные лекции. Известно, что в 2012 г. получили две премии – имени Александра Беляева за цикл очерков «Астрономия и астрофизика в XXI веке» и премию «Просветитель» за книгу «Разведка далеких планет». Легко ли совместить научную работу и популяризацию науки? Довольны ли вы результатами своей популяризаторской деятельности?
– Разумеется, время не резиновое: читая учебные и публичные лекции, занимаясь подготовкой книг, приходится жертвовать активной научной работой. Но именно сейчас и именно для себя я считаю это оправданным. Ведь те, кто учили меня и писали книги для ребят моего поколения, тоже жертвовали своими научными занятиями. Теперь наша очередь. Доволен ли я результатом? Не знаю. Лучше спросить об этом моих читателей и слушателей. Впрочем, и их мнение не окончательное. Ведь результат просвещения сказывается не сразу. Будущее покажет.
– Нужно ли добиваться возвращения обязательного изучения астрономии в школы?
– Думаю, что сейчас в России это невозможно. Провозглашая тенденцию к гуманизации образования, власть делает ставку на религию, а с ней особенно не сочетается астрономия. Однако другие научные предметы, имеющие оборонное значение, пока держатся. Поэтому желательно было бы дополнить астрономической информацией учебники по естественным дисциплинам: физике, биологии, географии и проч. Очень полезно было бы переводить западные книги по астрономии. Иначе мы не только перестанем что-либо делать в космосе, но даже перестанем понимать, что делают другие.
– Как вы думаете, есть ли шанс, что в обозримом будущем популярность псевдонауки пойдет на спад? Кстати, на ваш взгляд, правильно ли мне кажется, что она сейчас занимает нишу, которую в СССР занимала научная фантастика? Ведь многие «глотали» ее, не задумываясь, что в ней научно, что нет… Думаю, что не все, кто смотрит передачи про НЛО или зомби, в них на самом деле верит.
– Не смешивайте псевдонауку с литературными жанрами. Научная фантастика, фэнтези, сказка – это художественный вымысел, в той или иной степени соответствующий научными знаниями или же совсем не соответствующий, но, однако, не выдающий себя за науку. А псевдонаука – это не литература. Это в лучшем случае заблуждение, а нередко и сознательная ложь – лженаука, выдающая себя за нормальную науку. Прочитав сказку о живой и мертвой воде, вы не пойдете за ними в аптеку. Но посмотрев по ТВ лживый рассказ о биоэнергетических свойствах воды, некоторые недалекие люди начинали лечиться водопроводной водой «заряженной положительной энергией» с купленного недешево CD-диска. Когда речь идет о здоровье, безграмотного человека легко обмануть. Другая опасная сторона лженауки – коррупция, начиная с липовых диссертаций и кончая попытками авантюристов получить огромные государственные деньги под социальные и военные проекты типа «Чистой воды» и торсионных полей.
Пойдет ли это на спад? Ученые пытаются противостоять этому (см. бюллетень «В защиту науки», http://moi-vzn.narod.ru). Кое-что удается. Но, «пока живут на свете дураки», не исчезнет почва и для шарлатанов. Как давно уже было сказано, знание – сила. Кстати, любители научной фантастики (не фэнтези!) во все времена неплохо разбирались в науке. Их и сейчас не проведешь биоэнергетическими таблетками гомеопатов и живой водой, заряженной всевозможными «чумаками».
– Что бы вы посоветовали человеку, который не изучал астрономию в школе, но хочет знать научные факты, а не вымысел? На что нужно ему обратить внимание?
– Двинемся от наиболее доступных источников информации к менее:
ТВ. Никаких закономерностей не усматривается: ненаучным содержанием грешат почти все каналы (не попадался на этом только «Техно-24», но о нем мало кто знает). Однако процент антинауки различается сильно. В первых рядах «сказочников» стоят РЕН-ТВ и ТВ-3, наиболее научен среди общероссийских – Культура. Ситуация с ОТР пока неясная – на нем еще не определились, потакать ли вкусам широких/серых масс или заниматься просвещением оных.
Интернет. Это большая свалка. Но опытный бродяга в любом мусорном контейнере найдет полезную вещь, а неопытному в основном попадается гниль. Поэтому рекомендую начинать с профессиональных сайтов, избегая коммерческих: о физике должны писать физики, о биологии – биологи, и т. д. Пусть это будет суховато, зато точно. Для старта по всем наукам рекомендую «Элементы» (www.elementy.ru), а конкретно по астрономии – «Астронет» (www.astronet.ru). Русскоязычной Википедии в основном тоже можно доверять, но она всё ещё фрагментарна, а местами и ошибочна. В этом смысле англоязычная Wiki намного полнее, точнее и интереснее.
Книги. Тут ситуация осложняется тем, что прежде, чем узнаешь содержание, необходимо заплатить деньги. Поэтому многие издатели проповедуют принцип – «Книгу покупают по обложке». Я советую не кидаться на яркие обложки и привлекательные названия («Тайны...», «Загадки...», «Всё о...», и т. п.), а смотреть на имя автора и название издательства. Некоторые издательства сохраняют верность науке. Эталонным в этом смысле считаю Физматлит. Хорошо зарекомендовали себя также «Альпина нон-фикшн» и Corpus. Отдельно нужно сказать про издательство URSS и его клоны (КомКнига, ЛИБРОКОМ, ЛКИ, Эдиториал УРСС, Едиториал УРСС): в целом оно держит хороший научный уровень, но следует быть внимательным – у них есть серия «Relata Refero» (дословно – «рассказываю рассказанное», а проще говоря – «за что купил, за то продал»). Это книги, изданные за счет авторов, не нашедших понимания у научного сообщества.
Что касается мега-издательств (АСТ/Астрель/Эксмо), то они издают всё, что можно продать – и очень хорошее, и посредственное, и вовсе лженаучное. Тут следует ориентироваться на имя автора, отзывы читателей и особые приметы. Например, если это книга издательства АСТ серии «Династия», т. е. выпущенная при поддержке фонда Д.Б.Зимина, то можно быть спокойным за ее качество.
Фото из архива Владимира Сурдина.