Багруша

Детская газета

Рязань спасла Москву от дани крымских татар

Летом 1521 года крымский хан Махмед Гирей вторгся в пределы Русского государства. В последних числах июля татары форсировали Оку близ Коломны. Они разбили местный гарнизон и подоспевшее подкрепление с неопытным воеводой Д. Ф. Бельским, после чего беспрепятственно вышли к столице Московского княжества. Здесь они соединившись с казанцами, ведомыми Сахибом Гиреем.

 

1 августа Махмед Гирей разбил ставку в 60 верстах от Москвы, но осаждать хорошо укрепленную русскую столицу не стал. Крымские и казанские татары занялись грабежом близлежащих волостей и селений, уводя в полон местное население. Московская знать, укрывшись в столице, вынуждена была выдать хану от имени великого князя Василия III грамоту, в которой Русь обязывалась выплачивать Крымскому ханству дань в том же объёме, как и Золотой орде.

Получив Грамоту, Махмед Гирей с богатыми трофеями и огромным количеством пленников, по предложению литовского воеводы Евстафия Дашкевича, двинулся к Рязани, где в то время воеводою был окольничий Хабар Симский.

Дашкович хотел взять Рязань хитростью. Он предложил жителям купить пленных, в числе которых в город собирались проникнуть днепровские казаки. У Гирея был свой план захвата Рязани. Полученная им в Москве грамота делала рязанского воеводу де-юре ханским холопом. Гирей послал к Хабару своего данника с приказом явиться в его стан. В ответ воевода потребовал доказательств своего холопства, и хан отправил в город московскую грамоту. Рязанцы заявили, что сначала ознакомятся с ней, а потом дадут ответ.

В это время вступил в завершающую фазу план Дашковича. Ряженые пленники и сопровождавшие их татары выдвинулись к воротам города, готовясь смять сердобольных горожан, если те выйдут выкупать пленных. 

Однако находящиеся на стенах воевода и его подручные разглядели подвох, а немец Иоган Иордан, командовавший крепостной артиллерией, дал залп по столпившимся перед стенами татарам и днепровским казакам.

Те в ужасе бросились врассыпную. Взбешенный хан потребовать выдачи Иордана, но Хабар отвергнул это требование. Махмед Гирей, пришедший брать Рязань хитростью, а не осадой, побуждаемый известием о неприятельских движениях астраханцев, ушел от города, оставил рязанскому воеводе грамоту, содержавшую в себе долговые обязательства великого князя перед Крымским ханством. 

Так Рязань списала московские долги, а Хабар Симский за спасение Рязани и великокняжеской чести был награждён пожалованием в сан боярина. Также были возблагодарён немец Иордан, и другой немецкий пушкарь Никлас (который был в Москве).

После этого набега для обороны южных границ были сконцентрированы более значительные войска. В 1522 году для обороны против Казанского ханства был построен город Васильсурск. В результате крымским татарам больше не удавалось совершать подобный прорыв через Оку.