Багруша

Детская газета

Крылья Туркмении растут из Чарджоу

В середине августа в Советском союзе отмечался День Авиации, к которому туркменский город Чарджоу имеет самое прямое отношение. Праздник был утвержден Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859, в честь выдающихся достижений учёных, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, лётного и технического состава ВВС РККА. 

Согласно Постановлению, 18 августа стало Всесоюзным днем авиации (День Воздушного Флота СССР, День Авиации). Еще до образования Туркменской ССР первое пассажирское сообщение было открыто именно в Чарджоу.

В далеком 1924 году был проложен воздушный маршрут Чарджоу – Хива. Поэтому можно сказать, что крылья Туркмении растут из Чарджоу.

Шагнуть Чарджоу в небо помогло российское акционерное общество Добровольного воздушного флота («Добролет»), реорганизованное в 1932 году в известный всем «Аэрофлот».

Знаменательно, что на его развитие шесть кровных целковых внесли Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская.

В грандиозном плане развития воздушных линий в СССР на 1924 – 1926 гг., составленным «Добролетом», значился и город Чарджоу, имевший к этому времени аэродром (к примеру, в Ашхабаде аэродром будет построен лишь в 1932 году). Конторы Управления Среднеазиатских воздушных линий «Добролета» размещались в Ташкенте и Чарджоу.

В Чарджоу контора располагалась в одном из первых районов города – Красной слободе, по адресу улица Рыбная, 43. Позднее район получил название «Уралка», по причине расселения в нем прибывших из Оренбуржья переселенцев – уральских казаков.

Наавиабилете той поры, оказавшегося в распоряжении редакции, указано, что его приобрел пассажир Рахими, собиравшийся лететь 27 декабря 1927 года по маршруту Хива – Чарджуй. Стоимость билета 80 рублей. Три рубля 20 копеек пассажир дополнительно заплатил в пользу Красного Креста. Примечательно, что в авиабилете использован русский и арабский языки.

Первые полеты были чреваны неожиданностями, и пилотам довольно часто приходилось садиться в Каракумах на барханы.

 

Уже в составе Туркмении в 1927 в городе на Амударье будет открыта воздушная трасса Чарджоу – Ташауз через Турткуль и Ново-Ургенч.

На ней Чарджоуское авиапредприятие использовало четырёхместные пассажирские самолёты «Юнкерс» Ю-13, приобретённые в Германии, и самолёты К-4 советского производства. Всего было задействовано восемь самолётов.

Редакция детской газеты признательна добровольному помощнику издания Александру Капельникову из Саратова за предоставленные архивные материалы.