Багруша

Детская газета

Данила и Арина

Московская сказочница Татьяна Никифорова порадовала «Багрушу» новой сказкой. Главный ценитель сказочного творчества редакционный кот Федор даже замурлыкал, прочитав ее. А это признак явного одобрения.

 

Так что не будем читателей долго водить вокруг да около, а начнем прямо с главного, поблагодарив, конечно, Татьяну Митрофановну. Вот оно!

Данила и Арина

(сказка)  

Татьяна Никифорова

Давно, уже и не вспомню когда жили-были брат и сестра. Звали их Данила и Арина. Как все деревенские дети, были они с детства приучены родителями к труду и, оставшись одни, стали вместе вести доставшееся им хозяйство. Вместе ходили в лес по грибы-ягоды, собирали хворост и слушали пение птиц. Но перед тем как зайти в лес здоровались с Лесовиком – хозяином леса и просили положить на своем пути затейливый корешок для поделки.

Данила вырезал из тех корешков фигурки зверей и птиц разных. Да так ловко вырезал, что казалось – полетит птица, побежит зверь. Носили брат и сестра те поделки на базар, чтобы обменять на одежду или утварь, какую, и пока шли, Арина песни пела – себя и брата веселила. А голос у нее был такой дивный, что птицы со всего леса слетались ее послушать.

И вот однажды купила царская кухарка своему сыну, вырезанную Данилой игрушку-лошадку. Пошел кухаркин сын играть с той лошадкой в дальний дворовый угол, где можно было появляться царевым слугам и их детям. А царевич, гулявший, где хотел, убежал туда же от нянек. Увидел он игрушку и давай по земле кататься, подбежавших нянек кулаками и пятками бить да реветь: «Хочу лошадку, которой кухаркин сын играет! Хочу, чтобы она была моей! Хочу лошадку-у…».

Доложили няньки про то царице. Позвала царица кухарку и стала спрашивать, где она взяла игрушку, какой у царевича нет. А кухарка в ответ:

– На базаре у купца купила.

Царица пришла к царю и говорит:

– Ваше Величество! Пошлите солдат за купцом и велите принести весь его товар.

Привели солдаты купца, разложили перед царем поделки Данилы – царь и ахнул.

– Хочу, – говорит, – чтобы этими игрушками играли только мои дети, а мастер, что их делает, жил при дворе, – и велел купцу разыскать мастера. А если не разыщет – пообещал казнить.

Поплелся купец в деревню. Нашел дом, в котором жили Данила и Арина, сел на завалинку и стал ждать, когда они домой вернутся. Долго ждал. Наконец, показались на дороге брат и сестра, идущие с базара домой. Данила тащил корзину с покупками, а Арина, весело напевала и складывала в букет росшие у дороги цветы.

Купец поднялся им навстречу и, стараясь быть ласковым, сказал мальчику, что царь велел привести его во дворец.

– Станешь вместе с сестрой припеваючи жить на царском дворе, игрушки царевым детям мастерить, а сестра твоя Их Величествам песни петь.

– Нет, купец! Не пойду я с тобой. Нам и здесь хорошо, – ответил Данила, и как ни уговаривал его купец – не пошел с сестрой во дворец.

Вернулся купец к царю один, упал перед ним на колени и взмолился:

– Сжалься, государь! Не губи! Не пошел со мной малец и его сестра по доброй воле. Не смог я их уговорить…

– Ладно, купец! Хоть ты и не исполнил мой наказ – не стану тебя казнить. Посиди неделю в темнице. А товар твой отнесут в мои закрома.

Увели стражники купца, а царь послал к дому Данилы и Арины солдат. Повязали солдаты брата и сестру и, словно злодеев поставили со связанными руками на колени перед троном царя. Но не захотел Данила стоять перед царем на коленях, поднялся сам и помог подняться сестре. Смело посмотрел царю в лицо и спросил, за что он прогневался на них, что велел, как злодеев притащить во дворец со связанными руками? Царь удивился смелым его речам и назидательно сказал:

– Не захотели вы добровольно явиться ко мне, вот и пришлось применить силу. Прослышал я, что ты мастер игрушки делать, а твоя сестра – песни петь. Покажите свое мастерство.

– Нет! – негромко, но твердо ответил Данила. – Подневольно нам не работается. Моим игрушкам и песням сестры воля нужна.

Царь не привык, чтобы ему перечили, велел бросить строптивых детей в темницу и давать им хлеб и воду. День и два томятся брат и сестра в неволе – плохо им без солнца и свежего воздуха. Вот и просит Данила сестру спеть любимую песню мамы.

– Может скоро не придется тебе ее петь, а мне слушать!

Арина грустно улыбнулась и запела, да так задушевно, как никогда до этого не пела. Только допела она песню, слышит – кто-то стучит по решетке узкого окна. Глянули дети на окно, а это маленькая лесная птичка клювом по оконной решетке стучит. Сбросила птичка им свое перышко и стала торопливо чирикать, словно звать куда- то.

Подняла Арина перышко, и превратилось оно в ее руках в ключик.

Вложил Данила ключик в замочную скважину, повернул и…

О, чудо! Дверь темницы открылась – путь на волю был свободен. Стражников на месте не оказалось. Поблагодарили брат и сестра птичку и побежали следом за ней к росшему у дворцового забора высокому дереву. Птичка запела и одна из толстых веток опустилась на забор. Данила и Арина как по мостику перелезли по ветке через забор и, никем не замеченные, побежали прочь от дворца в лес к высокому дубу, в дупле которого, как сказывала им когда-то мать, жил Лесовик…

А царь тем временем решил сам проверить, так ли хорошо пленникам в темнице, что они до сей поры не хотят ему покориться. Смотрит – дверь в темницу открыта, а внутри никого нет. Догадался царь, что дети убежали, позвал стражников и как закричит:

– Как вы посмели оставить дверь незапертой?! Немедленно обыщите двор и найдите беглецов, а не найдете – до скончания своего века будете воду на кухню на себе возить.

Стражники обыскали все закоулки, заглянули во все ямки и трещинки, но никого не нашли и пришлось им стать водовозами. А к царице тем временем пришла нянька и со слезами на глазах, кинулась в ноги:

– Прости, государыня! Нет больше мочи с царевичем совладать! Переломал все игрушки – новые требует. Спать и кушать отказывается, яблоками и пирогами в слуг кидается…

Сказала царица про то мужу, и стал царь думать, как Данилу и Арину изловить, да своего сыночка утешить? Думал-думал и решил позвать бабку-ведунью.

Пришла ведунья и спрашивает:

– Зачем позвал, Ваше Величество? В чем нужда случилась?

Рассказал царь ей о сбежавшем из темницы мальчике-мастере, что мог дивные игрушки делать, и его сестре – мастерице песни петь и велел найти их.

– А как приведут беглецов обратно – проси чего хочешь!

Налила ведунья воды в плошку, поколдовала над ней и говорит:

– Идут беглецы по тропинке к высокому дубу, в дупле которого живет Лесовик. У него и найдешь их, – выплеснула воду в цветочную вазу и ушла.

Послал царь погоню искать в лесу тот дуб. Но не скоро царские слуги отыскали его.

Данила и Арина прибежали к дубу раньше их. А на дубу в развилке ветвей сидит Лесовик и сбрасывает кабанчикам желуди вниз. Поздоровались дети с хозяином лесным и стали просить помочь от царского гнева схорониться.

– А за что царь прогневался на вас?

 

Рассказал Данила Лесовику о царской несправедливости.

Пожалел Лесовик детей, согласился помочь и говорит:

– Слышу, идут сюда царские слуги. Превращу-ка я вас в сову и лягушку. Может, погоня и не догадается.

Только успел превратить он Данилу в сову, а Арину в лягушку, как показалась на тропинке погоня. Увидели слуги царские дуб с дуплом и Лесовика на ветке, подошли ближе и говорят:

– Царь узнал, что пошли к тебе двое убежавших из его темницы детишек. Отдай их нам, и царь наградит тебя.

А Лесовик им в ответ:

– Может, и шли они ко мне, да не дошли – в сторону свернули. А не верите, полезайте на дерево и сами в дупло загляните. Только я сам в нем едва помещаюсь, где уж там двум детям схорониться.

Залез слуга на дуб, заглянул в дупло – а там сова держит в лапе лягушку.

– Фу! – брезгливо поморщился слуга. – Что за мерзость ты у себя развел?! Сова притащила лягушку и хочет ее съесть.

– А какое вам дело? – рассердился Лесовик. – Сова живет в моем лесу и ловит моих лягушек. Ступайте назад подобру-поздорову, не то исхлещу вас ветками да запорошу глаза листьями.

Вернулись слуги к царю ни с чем.

Позвал царь бабку-ведунью, нахмурился и строго говорит:

– Обманула, ты, меня, старая! Погоня нашла в дупле Лесовика лишь сову и лягушку.

– Нет, царь! Не я, а хозяин лесной обманул тебя, – усмехнулась бабка. – Совой был мальчик, а лягушкой – его сестра.

– Ах, так! Смотри в воду еще раз! Но если снова обманешь – велю отправить тебя на кухню кур щипать.

Обиделась ведунья на царя за неучтивые его слова, но смолчала. Налила в плошку воды, поколдовала над ней и говорит:

– Вижу, идут беглецы к морю, где на острове стоит замок Морской королевы. Если нынче не догонишь их – уплывут они с ее помощью за море, где никто их не поймает, – выплеснула воду из плошки на ковер под ноги царю и хотела уйти, да не тут-то было. Велел царь ей лететь вместе с ним к Морской королеве и привести своего летучего коня, что стоял в тайной конюшне.

Заскрипела бабка зубами от злости, что не по ее вышло, но смирилась – неохота ей кур на кухне ощипывать.

А Лесовик тем временем угостил Данилу и Арину орехами и ягодами, напоил родниковой водой и велел Сучку дубовому отвести их к синему морю. Привел Сучок детей к морю, а там коньки-слуги Морской королевы из волны в волну перепрыгивают. Попросил Данила коньков отвезти их к Морской королеве. Согласились коньки. Залезли брат и сестра им на спины и помчались коньки к острову, на котором стоял замок Морской королевы. Только успел Данила рассказать Морской королеве о царской несправедливости, как насторожилась она и говорит:

– Слышу я свист крыльев летучего коня, на котором летит сюда царь с ведуньей. Превращу-ка я вас в ракушку с жемчужиной, а коньки спрячут ракушку на дне морском и посторожат, пока я за вами не пришлю.

Опустился летучий конь на остров. Увидел царь Морскую королеву и, не здороваясь, говорит:

– Отдай добром сбежавших из моей темницы детей, что пришли к тебе. А не отдашь – превратит меня ведунья в огромную щуку с тремя рядами острых, как сабли, зубов и съем я всех твоих рыб.

Рассердилась Морская королева на неучтивого, грозящего ей царя и его пособницу и велела скатам-летунам, что несли охрану замка, схватить их и отнести на далекий остров дива морского двуглавого, откуда никому назад возврата нет. А сама вернула Даниле и Арине облик человеческий и рассказала, как царь с ведуньей, что выдавала их ему, в погоню пустились и что из этого вышло.

Обрадовались дети, что некого им стало бояться, и попросили Морскую королеву помочь вернуться домой. Накормила их Морская королева, напоила, одарила жемчугом дивным и велела летучему коню доставить детей домой.

Быстро летел конь и вскоре опустился неподалеку от дома, где жили брат и сестра. Сошли брат и сестра с коня на землю, а конь взмыл в небо и поплыл в вышине белым облаком.

С той пора стал Данила кроме зверушек и птичек, звездочки вырезать, а Арина те звездочки на лугу возле дома раскладывать. Рано утром одно из проплывающих мимо облаков опускалось туманом вниз, забирало звездочки и отвозило их Месяцу, который украшал ими ночное небо. Прошло время. Данила и Арина повзрослели, обзавелись своими семьями и появились у них свои дети. Жили они долго и счастливо и своим мастерством оставили в народе о себе добрую память.

 

Рисунки Татьяны Никифоровой.