Багруша

Детская газета

Важное слово

Наш собкор по Ставрополью Любовь Шубная прислала сказку о грамматическом конфликте в Лесной школе. Сказка очень поучительная, и как все, добрая. Надемся, что вам понравится ее главный герой, который нашел много аргументов, доказывая свою "грамматическую" правоту.

 

 

 

Важное слово

(сказка)

Любовь Шубная

Ёжик Тишка любил учиться. Он был одним из лучших учеников лесной школы, быстрее всех решал задачи, складывал и вычитал. А вот уроки правильного писания ему не очень-то нравились.
Началось всё с того, что он по-своему написал самое важное слово: "Ёш".
– Давай исправим ошибку, – сказала учительница – мудрая Сова. – Надо писать "Ёж".
Но на следующий день Тишка снова написал самое важное слово по-своему: "Ёш".
– Угу, – сказала Сова. – Ты и сегодня сделал ошибку.
– Почему? – удивился Тишка. – Слово "Ёш" похоже на меня. 
– А слово "Ёж"?
– А слово "Ёж" больше похоже на жука. У жука и буквы Ж ножки одинаковые. А в моём слове буквы Ж нет.
Тишка сел на пенёк, закрыл глаза, опустил голову и вытянул вперёд лапки:
– Ну что, на какую букву похоже?
– На букву Е, – удивился заяц Фр.
Тишка открыл глаза:
– А теперь?
– А теперь на букву Ё…
– Да, да, – подтвердила черепаха Капитолина. – На букву Ё.
– А сейчас? – Тишка улёгся на живот и выставил колючки.
– На букву Ш-ш-ш,– зашипела змейка Маша.– Только в твоей букве палочек много-ш-ш-ш.
– Много, –  согласилась черепаха.
– Ну вот! – обрадовался Тишка. – Не могу я писать "Ёж". Не моё это слово! Неправильное!
–  Угу… –  задумалась Сова. – А если ёж совсем маленький, как ты напишешь?
–  Так и напишу: Маленький ёш.
– Угу…– ещё больше задумалась сова. – А если вы вдвоём с дедушкой, как о вас одним словом написать?
– Ёжики, ежи.
– Вот видишь, в твоём важном слове появилась буква Ж, – обрадовалась учительница. – Есть такое правило: чтобы проверить, правильно ли ты написал слово, надо изменить его так, чтобы "сомнительная" буква чётко слышалась. Ёж – ёжик. Значит, надо писать не "Ёш", а "Ёж". Тебе понятно, Тишка?
– Понятно. Но я не согласен.
Тишка быстренько сбегал на другую полянку и привёл друга – ёжика Жорика. Они стали друг к другу спинками и вытянули вперёд лапки:
– На какую букву похоже?
– На Ж, – изумился заяц.
– На Ж, – подтвердила черепаха.
– Значит, когда я один, надо писать "Ёш", а когда двое – "Ёжики, ежи"! – обрадовался Тишка.
– Угу…– сказала мудрая Сова. – И всё-таки, Тишка, ты не прав. Но об этом поговорим на следующем уроке.
Сова закрыла классный журнал и поспешила на лесной Совет. А потом она долго сидела на высоком старом дереве и думала, как переубедить упрямого ученика.
– А почему? Как выглядит твоя буква из трех ёжиков?
Тишка позвал друзей – Жорика и Виталика. Они стали друг к другу спинками и вытянули лапки.
– На какую букву похоже? – спросил Тишка.
– Я такой буквы не знаю, – сказал заяц. – Это страшилка какая-то, шарик с лапками. Вовсе не буква…
– Не буква, – согласилась Капитолина.
– Как же так, – расстроился ёжик. – Значит, моё правило не работает?
– Не работает, – подтвердила Капитолина.
– Не расстраивайся, Тишка, – успокоила его учительница. – Свою теорию ты выдумал сам. А правила грамматики – они для всех одинаковые. Иначе бы каждый писал слова по-своему. И понять, что написано, было бы невозможно. От того, что ты напишешь важное слово правильно, оно ведь не перестанет быть важным.
– Не перестанет! – согласился ёжик. – Просто теперь оно будет правильно важное! Я  понял! Ёж – ёжики – ежи! Уж – ужи! Чиж – чижик–чижи!