Багруша

Детская газета

Папе «Ежика в тумане» исполнилось 73 года

Сегодня исполняется 73 года создателю легендарного «Ёжика в тумане» Юрию Норштейну. В конце августа Юрий Борисович принял участие во IIТарковских чтениях по теории и практике киноискусства в рамках открытого культурно-просветительского проекта «В сторону Тарковского».

 

Мероприятия прошли в Рязани и в селе Мясном Путятинского района  Рязанской области, где находится дом Тарковского. Собкору детской газеты «Багруша» Нине Абрамовой посчастливилось побывать и на встрече с мэтром российской мультипликации и на его мастер-классах, которые провел Юрий Борисович на рязанской земле.

О своих впечатлениях Нина Абрамова рассказала в день рождения великого мастера и отца «Ежика в тумане».

В Мясное мы приехали сами в дождливый и пасмурный день 26 августа. Сразу вспомнилась атмосфера работ Тарковского и Норштейна – наполненная приглушенными звуками тишина, осенняя дымка, готовящаяся к зимнему сну природа.

Несмотря на сонность атмосферы последних деньков лета, мастер-класс Юрия Борисовича Норштейна никого из слушателей не оставил равнодушным. Казалось, сама природа аккомпанировала  мастеру в его рассказе об образном выражении чувств в искусстве.

И хотя сначала Юрий Борисович недоумевал, зачем мультипликатора пригласили на «киношное» мероприятие, к концу мастер-класса все его сомнения рассеялись.

И уже на следующий день на творческой встрече в зале камерной музыки Рязанской областной филармонии под бурные аплодисменты зрителей и организаторов проекта маэстро пообещал приехать в Рязань вновь.

Свой рассказ Юрий Борисович иллюстрировал репродукциями из книги «Снег на траве», где приводил не только эскизы и наброски к своим работам, но и репродукции живописных картин великих художников, которые повлияли на его творчество и мировосприятие.

Мы узнали, что с детства Юрий очень увлеченно занимался живописью и совершенно не помышлял о другом направлении своего развития.

Когда у него появилась возможность посещать Третьяковскую галерею, юный художник пользовался любой свободной минуткой, чтобы полюбоваться любимыми полотнами. Ведь, когда созерцаешь картину издали или всматриваешься в неё с близкого расстояния – «драматургия мазка» разная.

Рассматривая картину издали, можно увидеть её как единое целое, понять мизансцену полотна в общем. С более близкого расстояния видно, как из мельчайших или широких мазков художник формировал изображение, какое у него было в этот момент настроение, какие образы и ощущения скрывал за движениями кисти.

Мультипликация для Юрия Борисовича тоже живопись, только ожившая. Ведь мультипликатор, как и художник, начинает свое творение с  чистого листа, на котором он благодаря фантазии и мастерству начинает создавать образы, делиться своим мироощущением. Поэтому раскадровка для мультипликатора гораздо важнее, чем сценарий.

Ведь она позволяет и самому автору погрузиться в создаваемый им мир, войти в его игру. Ведь «не всякое слово в строку пишется», поэтому незамысловатые «почеркушки» раскадровки хранят в себе такие тайны, которые невозможно описать словами. Поэтому слушателям мудрого наставника было предложено учиться «думать карандашом».

Потому что он в своем взаимодействии с бумагой порой более честней и интересней, чем то, что мы пытаемся описать словами или нарисовать в компьютере. Потому что существуют такие обертоны, которые подобным способом выразить просто невозможно.

При этом пришедшую из-за границы тенденцию ставить раскадровку во главе угла и неукоснительное следование ей Юрий Борисович считает пагубной. Потому что отсутствие «божественной ошибки», «божественного промысла» в процессе творчества – это смерти подобно.

По словам мастера: вся работа над мультфильмом развивается не только линейно, но и вертикально. Взаимодействие персонажей между собой, взаимодействие с окружающей их средой и даже взаимодействие с автором – именно в наложении этих фактур друг на друга по слоям рождается что-то новое, живое и прекрасное.

У элементов внутри кадра должен завязаться диалог такой плотности, что ничего оттуда не выкинешь. Это происходит когда изображение, звук, музыка и игра актеров доигрывают друг за другом, собирая в единое целое все первоначально разрозненные инструменты.

В свой рассказ Юрий Борисович вплетал фразы, которые заставляли зрителей замирать и задумываться, а вернувшись к себе и смотреть на жизнь другими глазами – глазами восхищенного и любующегося миром ребенка. Или взглядом уже умудренного жизнью человека заметить важное в том, что нас окружает каждый день.

«Смысл жизни в сопричастности друг другу. Ведь рано или поздно мы потеряем тех, кто рядом. Это надо осознавать. Обласканность в искусстве так же омерзительна, как и чернуха на экране. В искусстве все герои равны – от последнего бомжа до цезаря. Сейчас материальностью расстреливают зрителя с экрана. Персонаж – это символ, в котором заключено переживание автора. Даже Гамлета можно отыграть при помощи обычных палочек и простых символов, главное заложить в них свои чувства и переживания. Современные технологии в искусстве расслабляют творческую волю и концентрацию, рассеивает энергию автора. Они убирают божественную ошибку и делают изображение «обласканным».

Слушая слова Юрия Борисовича, оттененные звуками дождя за открытым окном, в какой-то момент осознаешь, что он похож на персонаж своего собственного мультфильма. Лицо словно нарисованное мелкими штрихами, всклокоченные волосы, зоркие, пытливые глаза, которые смотрят за пределы окружающих его людей и пространства. После таких встреч хочется жить, творить и наслаждаясь прекрасным, дарить это ощущение другим людям в своем творчестве, вдохновляя и поддерживая их этим на их жизненном пути.

После мастер-класса всех слушателей осветило своими теплыми лучами робкое осеннее солнце. Словно природа почувствовала настроение радостных и вдохновленных людей, что проделали долгий путь ради нескольких часов приятного общения с гениальным человеком. Желающие смогли приобрести книги с автографом мастера на память о столь интересной встрече.

На следующий день во вторник, 26 августа, в зале камерной музыки Рязанской областной филармонии состоялась творческая встреча с народным артистом РФ, лауреатом Государственной премии СССР, Юрием Норштейном.

Усталый за два дня мастер-классов и творческих встреч маэстро предложил зрителям для начала посмотреть свои маленькие шедевры: «Лиса и заяц», «Цапля и журавль».

Также автор удивил зрителей своим единственным опытом работы над рекламными роликами для компании «Русский сахар». Даже здесь Юрий Борисович был верен своему стилю, чем вызвал восторг всех зрителей.

Отвечая в паузы на вопросы зрителей, Юрий Норштейн поделился некоторыми секретами своей работы над мультфильмами. 

После этого показанные материалы для мультипликационного фильма «Шинель» по повести Н.В. Гоголя привели зрителей в благоговейный восторг перед мастерством мастера, проведшего столь кропотливую  работу

Работа с произведением великого писателя началась в 1981 году. Она продолжается и сегодня. Ведь для настоящего мастерства нет незначительных деталей, все они часть создаваемого образа, которым автор желает поделиться со зрителем.

Фото Нины Абрамовой и Ольги Черновой.