Багруша

Детская газета

Надо ли в наши дни защищать сказочников и сказки?

Общество сказочников и защиты русской сказки появится при Министерстве культуры РФ. Об этом сообщил классик детской литературы Владислав Бахревский на Международном форуме «Золотой Витязь» в Ставрополе. По словам Бахревского, сейчас решаются финансовые и юридические вопросы создания общества. 

 

О том, насколько необходима эта структура, Rus2Web поговорил с писателем Анной Берсеневой, детским писателем Владимиром Багровым, кандидатом филологических наук Алексеем Устиновым и профессором Иваном Куриллой.

В частности собеседники высказали свое мнение по таким вопросам, как: кто такие современные сказочники, нужна ли новая структура, от кого сказочников и сказки нужно защищать?

Анна Берсенева (Татьяна Сотникова), писатель, сценарист, доцент Литературного института им. А.М. Горького:

Авторские сказки для детей и взрослых пишут многие, как, впрочем, и произведения любого другого жанра. Ничего специфического в творчестве именно авторов современных сказок (в сравнении, например, с творчеством авторов современных романов или повестей) нет. У каждого свой способ самореализации, только и всего. И для посева разумного, доброго, вечного сказки полезны ровно так же, как и произведения любого другого жанра. Если они написаны талантливыми авторами – полезны. Если бездарными – вредны. От того, что бездарные авторы объединятся в какое бы то ни было общество, их произведения талантливее не станут.

Я бы предложила с сомнением отнестись к известию о создании такого общества именно при Министерстве культуры. Пока есть сообщение лишь о том, что некие люди, на непонятном основании объявляющие себя патриотами и специалистами по всему русскому, создали некое объединение и хотят получить на эту свою затею деньги из бюджета. Получение денег из бюджета требует актуальной концепции. По прежним временам ограничились бы, возможно, концепцией радения за русскую сказку. Но с поправкой на возросшую оголтелость демагогии придумали более радикальный вариант. Теперь для получения финансирования сказочники заявляют, что они на фронте.

Русская народная сказка в защите не нуждается. Когда у людей в стране есть возможность для реализации всех своих способностей, то есть и живой интерес ко всем явлениям культуры, в том числе к фольклору, и не только отечественному. Просто потому, что желающие развиваться граждане сознают или хотя бы догадываются, что полноценное развитие невозможно вне широкого культурного диапазона. Современная авторская сказка нуждается в государственной поддержке ровно в той же мере, что и все книгоиздание. Экономические способы известны, они работают во всем мире. Один из главных – преференции для книжной торговли по сравнению с торговлей, например, алкоголем и полноценное комплектование библиотек. И уж точно это не выкачивание из бюджета денег под бездарно-агрессивные концепции.

Владимир Багров, детский писатель, гендиректор детской онлайн-газеты «Багруша»:

И обществу, и стране нужно все, что обогащает и защищает великий русский язык. А он берет начало от русского народного творчества: от сказа, сказания, сказки, басни, побасенок и т.д. В этом плане создание общества, структуры, направленной на защиту уже имеющегося наследия и способствующей созданию нового, только приветствуется. Конкретика будет изложена создателями этой структуры в уставе, обсуждена, дополнена и со временем усовершенствована, как во всяком другом общественном объединении. Вспоминаются слова Альберта Эйнштейна о значении сказки для ребенка. «Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были еще умней, читайте им больше сказок», – говорил он. И если проецировать это высказывание на русский язык, то пусть дети умнеют на сказках, написанных русским языком, который объединяет народы нашей огромной страны.

Современные русские сказочники – это авторы, которые пишут сказки на русском языке. Пишут хорошо, увлекательно, занимательно и поучительно. Порой они не состоят в писательских союзах, но то, что они создают, интересно и полезно для воспитания детей. Многие начинают с того, что сочиняют сказки на сон грядущий для своих детей, и позднее оказывается, что они очень даже подходят и другому ребенку. Посмотреть некоторые примеры таких сказок и авторов можно в нашей газете «Багруша» в разделе «Земля сказок» и «Долина авторов».

Сказочников надо в первую очередь защищать от умных и рациональных взрослых, которые сами в детстве сказки не читали, не любят их и не понимают, и не читают их своим детям. Защищать писателей также нужно от глупых, жадных и самодовольных чиновников. От бедности, которая загоняет сказки в стол автора на долгие годы, где они томятся в неволе вместо того, чтобы радовать детей и приносить пользу обществу. А сказки надо защищать от иностранных и казенных слов, бездарных авторов, наполняя их живым русским языком.

Иван Курилла, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, доктор исторических наук:

Общество сказочников – вероятно, нужная структура, я не знаю. Хотя мне больше нравятся общественные горизонтальные организации, а не вертикально управляемая структура при Министерстве культуры. Я обратил внимание на новость об этом обществе только потому, что министр Владимир Мединский много раз говорил, что полезные мифы важнее фактов, что есть священные мифы, которые надо защищать. Совсем недавно, например, он высказался о «28 панфиловцах», но это не впервые. Тут можно вспомнить и о диссертации Мединского. Очень уж активно он пропагандирует антинаучные взгляды на историю. И при этом министр пытается именовать себя историком. Вот про мифы – это как раз логичнее к сказочникам. Может быть, министр Мединский перестанет называть себя историком и станет сказочником? Так будет честнее.

Алексей Устинов, кандидат филологических наук, методист Музейно-выставочного центра города Боровска:

Нужно ли специальное общество для защиты сказки и сказочников? Спрашивается, от кого? Если от заморского влияния, то как тогда появятся в русской сказке новые цари Салтаны и царевичи Гвидоны, островы Буяны и Шамаханские царицы? Если же это очередной официозный проект для получения соответствующей государственной помощи, то, скорее всего, до рядового сказителя эта поддержка никак не дойдет. На мой взгляд, следует уделить внимание фольклорным и этнографическим экспедициям – безусловно, тут нужна именно государственная поддержка с помощью соответствующих научных институтов.

Сам по себе вопрос о привлечении внимания к русской народной сказке далеко не нов. Этим занимались и писатель Пушкин, и фольклорист Афанасьев, и художник Билибин, и ученый Пропп, и кинематографист Роу. Вместе с этим, следует отметить, что народные сказители, носители традиции устного сказочного рассказа, представляют в основном культуру русской деревни. Жива ли сейчас эта культура, что с ней, какие традиционные формы эта культура продолжает развивать и воспроизводить? Об этом знают специалисты – этнографы, фольклористы, краеведы. И если нужно особенное общество – то в первую очередь им, потому что только ученый и способен защитить (но не законсервировать) традицию от привнесения чуждых элементов.