Багруша

Детская газета

Туркменские ковры согревают Русский Север

Накануне в выставочном зале Петрозаводска открылась персональная выставка картин Заслуженного художника России Виталия Бубенцова «Из века в век». Кроме работ известных циклов «Песни Беломорья» и «Большой улов», мурманский живописец привез в Карелию и другие картины, в числе которых полотна о Туркмении.

– На Русском Севере немало заповедных мест, завораживающих человека и своей красотой, и своим величием.

Но здесь, в столице Карелии, я не ожидал, что смогу очутиться в романтической сказке – сказал художник журналистам.

Что же касается туркменского цикла, то о нем Виталий Бубенцов рассказал в аннотациях к репродукциям картин своего альбома.

– Одна из моих работ называется «Древний Мерв» – с загадочными руинами и частично сохранившимся 38-метровым мавзолеем султана Санджара, утопавшим в песочных волнах окружающей пустыни, громадный купол которого потерял былое великолепие бирюзовых изразцов XII века, всплывающим цветовой доминантой над былыми постройками.

Интересно было очутиться в когда-то рыбацком посёлке Гасан-Кули на берегу Каспийского моря рядом с границей Ирана. Там остались традиции туркменского народного творчества – ковроткачество. И сейчас йомудские ковры ценятся по всему миру. В этом поселке наступает по утрам колоритный праздник, когда хозяйки каждого дома, окруженного на 2-ом этаже верандами и балконами, развешивают на просушку несколько великолепных изделий, изготовленных ими и их дочками и внучками на ткацкой ковровой фабрике.

Виталий Николаевич заслуженный художник России, член Союза художников России, член международной ассоциации изобразительных искусств АИАТ ЮНЕСКО. Награждён серебряной медалью Академии художеств России, лауреат премии Мурманского Комсомола, Областной администрации, дипломант Союза художников России. Произведения Бубенцова хранятся в музеях Мурманска, Минска и Риги, а также в частных коллекциях в Дании, Голландии, Норвегии, США, Финляндии и Швеции.

С каждым годом маршруты поездок художника становятся разнообразнее. Он побывал в Сибири, Крыму, Средней Азии, на Шпицбергене, подолгу работал в Голландии, Норвегии. В результате поездок появились циклы произведений, в каждом из которых раскрылись разные стороны дарования художника.

Декоративное начало преобладает в туркменских мотивах, сочная палитра отличает гурзуфские пейзажи. Много живописных и композиционных находок в голландской серии. Восхищают легкость и артистизм исполнения рисунков, созданных во время трехмесячного морского путешествия на паруснике «Седов». Из последней поездки в Норвегию в 2004 году художник привез около 80 живописных, акварельных, графических работ.

Свой опыт художник сегодня передает студентам Мурманского педагогического университета.